Первый летающий автомобиль Terrafugia TF-X: обзор

Terrafugia_TF-X_Concept_17_1404563162

Появление летающих автомобилей не просто вероятно, оно неизбежно. Во всяком случае к таким мыслям наводят новости последнего времени.

На днях компания Terrafugia пообещала, что выпустит летающий автомобиль через два года, а вывести его на массовый рынок в 2024 – 2028 годах. Мы решили разобраться, чем же этаким американцы решили покорить воздушное пространство мира.

«Некрасивые самолеты не летают» — эту фразу приписывают авиакон­структору Андрею Туполеву.

А вот про автомобили никто ничего по­добного не говорил. Поэтому неуди­вительно, что летающий автомобиль Transition, первенец массачусетской компании Terrafugia, в воздухе вы­глядит как сносный гидросамолет и, соответственно, неплохо летает, но на дороге напоминает скорбный гибрид богомола с пандой. Созда­тели Transition гордятся тем, что аппарат помещается на стандарт­ное парковочное место для легко­вушки.

Правда, это справедливо только в том случае, если вы живете в Америке и под легковушкой подразумеваете шестиметровый пикап. Да и что это за название такое не­благозвучное -Транзишн?

Ругать Transition можно сколько угодно. Согласно студенческому по­верью, машине это даже на поль­зу: в настоящий момент она сдает очередную порцию затянувшихся сертификационных экзаменов, об­растая подушками безопасности и прочим чуждым авиационному миру балластом.

А главное, ее создатели все равно не обидятся: ведь недавно они явили свету концепт TF-X, к которому критика просто не липнет. И в воздухе, и на земле ма­шина выглядит как шикарный аппа­рат из фантастического будущего. На такой можно гоняться за преступниками и не стыдно подкатить к Боль­шому театру в смокинге и бабочке.

Это скорее летающее такси из «Пя­того элемента»

Terrafugia TF-X воплощает наши самые смелые киношные мечты о летающих машинах. И речь идет вовсе не о Ситроене Фантомаса и даже не о Делореане Дока из фильма «Назад в будущее». ТР-Х — это скорее летающее такси из «Пя­того элемента». Разница лишь в том, что Terrafugia — это не кино­студия, а классная конструкторская команда, опыта и целеустремленности которой хватит на то, чтобы воплотить мечту в реальность.

tfx v03 cityliftoff-WM

Концепт взлетит вертикально, направив в небо пропеллеры, как конвертоплан Osprey. Автопилот сам выведет машину на нужный курс. Импеллер разгонит аппарат до крейсерской скорости, пропел­леры плавно повернутся в верти­кальную плоскость, а затем и вовсе сложатся, целиком переложив обя­занности по созданию подъемной силы на короткое крыло.

Посадку TF-X также соверша­ет в беспилотном режиме, а затем практически мгновенно превраща­ется з обычный автомобиль. И вот вы уже едете по указанному адресу и паркуете трансформер на самой обычной парковке.

Terrafugia ТР-Х задумана как гибридное транспортное средство. Прямой привод от 300-сильного бензинового двигателя имеет толь­ко импеллер.

По матушке земле машину катают электрические мотор-колеса. Пропеллеры для взлета и посадки имеют прямой привод от электромоторов Емкости, а глав­ное, пиковой отдачи батарей хва­тает, чтобы развить мегаватт (более 1300 л.с.) мощности на взлете. Для экономии топлива батареи можно заряжать от домашней электриче­ской сети.

Крейсерская скорость четырех­местного ТР-Х обещает превысить 320 км/ч, а запас хода — 800 км. Это больше, чем среднее рассто­яние между аэропортами в боль­шинстве регионов в тех же США.

На крейсерской скорости несущие винты складываются, электродвигатели выключаются, и вся необходимая подъемная сила создается за счет профиля крыла. Наклон крыла придаст машин стабильность. На малых и средних скоростях подъеымая сила создается винтами, что роднит ТР-Х с конвертопланами.

Красивое лобби

Безукоризненную внешность и звуч­ные характеристики ТР-Х объяснить очень просто: это всего лишь концепт, отражающий виде­ние, цели и стремления компании. Однако ТР-Х — это гораздо больше, чем эскиз. Конструкция аппара­та именно в том виде, в каком он представлен на иллюстрациях, се­рьезно рассчитана и, по заявлени­ям руководства Terrafugia могла бы быть доведена до серийного произ­водства за восемь лет в случае отсут­ствия бюрократических препон.

Наибольшие вопросы вызывает короткое крыло машины: его удли­нение и площадь намного меньше, чем у соразмерных ТР-Х легких са­молетов.

Конструкторы объясняют это тем, что при движении в ши­роком диапазоне скоростей на­чиная с нулевых подъемная сила будет создаваться пропеллерами. Крыло же должно работать только на крейсерских скоростях, дости­гающих 300 км/ч и более, поэтому большая площадь ему ни к чему — она лишь увеличила бы аэродина­мическое сопротивление.

Именно для проверки аэроди­намической концепции специали­сты Теrrefugia построили модель ТР-Х в уменьшенном масштабе. Ее крыло не так давно прошло статические прочностные испыта­ния, и в ближайшее время модель ждут испытания в аэродинами­ческой трубе имени братьев Райт в Массачусетском технологическом институте. До тех пор она будет храниться в престижном музее Ас­социации экспериментальной ави­ации в Ошкоше.

И все же главная цель созда­ния концепта — не технологичная, а лоббистская. Расположившись на пересечении двух миров, летаю­щий автомобиль должен соответ­ствовать правилам каждого из них.

Со стороны автомобильного законодательства на него давят требо­вания, связанные с безопасностью пассажиров и пешеходов, а также экологические нормы (в которые, впрочем, хорошо вписывается гибрид). Со стороны авиации тоже не­мало правил: попадание в весовые категории, которым соответствуют пилотские лицензии, летные каче­ства, такие как максимальные углы атаки крыла и скорость сваливания.

Terrafugia_TF-X_Concept_2_1404562713

Эти требования нередко про­тиворечат друг другу. Вписаться и в автомобильные, и в авиационные нормы одновременно практиче­ски невозможно. Именно из-за этого серийный выпуск Transition откла­дывался не менее пяти раз начиная с 2011 года, и состоятельные энтузиасты до сих пор ждут возможно­сти заказать себе трансформер.

Разработчики Terrafugia видят выход из ситуации в том, чтобы убедить автомобильные и авиационные власти: трансформеры — это особый класс транспортных средств, для которых необходимы особые требования. Или хотя бы дать некоторые поблажки, которых Terrafugia регулярно успешно добивается. К примеру, Федеральное управление гражданской авиации США согласилось сертифицировать Transition со скоростью сваливания в 100 км/ч вместо положенных 8S км/ч. А Национальное управ­ление безопасностью движения на трассах разрешило использо­вать на гибриде мотоциклетные шины вместо автомобильных, чтобы снизить вес.

Красивый во всех смыслах концепт TF-X обещает помочь Terrafugia в общении с властями. Кстати, подавляющее большинство прошений о «поблажках», которые разработчики направляли госорганам за последние пять лет, были удовлетворены. Чиновники про являют к трансформерам редкую симпатию: видимо, им самим не терпится прокатиться.

Дебютная модель летающего авто­мобиле Terrafugia совершила свой первый полет в 2009 году. С тех пор аппарат пережил три модернизации и основательно подготовился к запу­ску в серию. Однако выпуск первой коммерческой партии дс сих пор от­кладывается из-за сложностей с сертификацией. В настоящий момент за­пуск запланирован на 2017 год.

Неизбежное невероятное

Будут ли летающие машины вос­требованы покупателями? Глава Terrafugia Карл Дитрих в этом не сомневается: «В современном ми­ре время приобретает такую цен­ность, что на некоторых рынках (например, Сан-Паулу, Бразилия) вертолеты уже становятся столь же обычным служебным транспортом для руководителей, как и автомо­били. Средняя скорость в Пекине едва превышает 10 км/ч».

Как ни парадоксально, бес­пилотные летательные аппараты, в отличие от набирающих обороты беспилотных автомобилей, не требуют ни новых технологий, ни даже нового правового регулирования.

Автопилоты чаще людей управляют пассажирскими лайнерами, в том числе на посадке. Такие же систе­мы для легких частных самолетов давно доступны на рынке. Автомат едва ли не лучше пилота способен почувствовать ветер или турбулент­ность и моментально скорректировать движение аппарата.

2021_terrafugia_tf-x_flying-car_03

Наконец, обладать летательным аппаратом, равно как и дорогим высокотехнологичным автомобилем, — это модно. Поэтому рискнем дать прогноз: через 10-15 лет вы вполне сможете встретить Terrafugia в центре большого города, и, воз­можно, за рулем будет сидеть че­ловек, даже не получивший летную лицензию.

Подписывайтесь к нам во Вконтакте, Twitter и Facebook. В одной ленте только самое важное и интересное. Оперативно, лаконично, вовремя! Также вы можете обсудить тему на нашем форуме или вернуться на главную страницу новостей.